Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. Одновременно, с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.
В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из требований ФГОС ДО - развитие личности, способной к самоопределению и самореализации".
Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Основная цель: создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
Для достижения поставленной цели я реализую следующие задачи:
- Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
- Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
- Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.
Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
- обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
- создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
- организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
- координация работы с другими учреждениями и организациями.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях:
- организованная деятельность (НОД, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);
- совместная деятельность педагогов и детей;
самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность). Для реализации опыта я выдвинула следующую гипотезу: если в ДОУ создать систему по художественно - эстетическому направлению, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет способствовать максимальному раскрытию творческих способностей воспитанников.
Описание опыта
Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является художественно-эстетическое развитие. Моя работа по данному направлению проходит через все разделы программы.
Я как педагог призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в моей работе с детьми занимает художественно-эстетическое развитие. Я уделяю большое внимание разным сторонам эстетического развития - оформлению группы (Музыкальный центр оборудован полочкой для хранения музыкальных пособий, столом со стульями (1—2) для музицирования и настольных дидактических игр. Центры изобразительного искусства здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства — живописью, графикой, скульптурой, предметами народных промыслов, архитектурой; кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования. Включение в среду изобразительных материалов (репродукции картин художников, произведений народного искусства, книжной графики, произведений детского творчества) способствует творческой активности детей. Для систематической работы по знакомству детей с произведениями изобразительного искусства в группе отведено специальное место. Мини-музей «Русская изба» в ДОУ особое, специально организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребенка и взрослого, приобщению к вечным ценностям. Мини-музей «Русская изба» в ДОУ особое, специально организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребенка и взрослого, приобщению к вечным ценностям.), внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений, организации, экскурсий, игр, праздников, развлечений. Среди НОД, проводимых с детьми, дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества).
В моей работе Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Для меня очень важно, чтобы моя работа в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей.
При работе с родителями мной используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно с родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
- повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Мной оформляются папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.
Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобщение к художественной деятельности, а также развитие творческих способностей.
Эстетическое развитие - это процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности личности. В процессе эстетического воспитания развиваются эстетические чувства - субъективное переживание оценочного отношения к эстетическим объектам и предметам.
Содержание эстетического воспитания дошкольников включает в себя:
· изучение элементов теории эстетики;
· систематическое общение с художественной культурой;
· организованное участие в художественном творчестве.
Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных средств: эстетика быта, природа, различные виды искусств (декоративно-прикладное, музыкальное, живопись, литература, архитектура, театр).
Все названные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств я опираюсь на специфику самого средства, его потенциальные педагогические возможности, учитываю характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимаю во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития. Особое значение мы придавали развитию самостоятельности и инициативности каждого ребенка: его способности активно познавать и творчески преобразовывать мир, проявлять свое отношение к нему, быть ответственным за свои действия и суждения.