МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 6 «Капелька»
ПРИКАЗ
от 07 апреля 2022 года № 68 с.Курсавка
О системе (целевой модели) наставничества педагогических работников МБДОУ д/с № 6 «Капелька»
Во исполнение Приказа Отдела образования администрации Андроповского муниципального района Ставропольского края от 04 марта 2022 года № 256-пр «О системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Андроповского муниципального округа Ставропольского края».
Приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников МБДОУ д/с № 6 «Капелька».
2. Организовать работу по созданию системы наставничества педагогических работников МБДОУ д/с № 6 «Капелька».
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
5.Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Утверждено приказом
МБДОУ д/с № 6 «Капелька»
от 07.04.2022 № 68
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников
в МБДОУ д/с № 6 «Капелька».
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение устанавливает общие требования к внедрению целевой модели наставничества в МБДОУ д/с № 6 «Капелька» и определяет цели, задачи и порядок организации наставничества.
1.2.Наставничество представляет собой форму обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
1.3. Нормативно-правовая основа внедрения системы (целевой модели) наставничества:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста»;
- распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 года № Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»;
- методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 21 декабря 2021 года № АЗ-1128/08);
- приказ министерства образования Ставропольского края от 03 марта 2022 года № 337-пр «О системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Ставропольского края;
- приказ Отдела образования администрации Андроповского муниципального района Ставропольского края от 04 марта 2022 года № 256-пр «О системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Андроповского муниципального округа Ставропольского края».
2. Понятия, используемые в Положении
Наставник - участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития, наставляемого на основе его профессиональных затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставляемый - участник персонализированной программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения. Наставляемый является активным субъектом собственного непрерывного личностного и профессионального роста, который формулирует образовательный заказ системе повышения квалификации и институт наставничества на основе осмысления собственных образовательных запросов, профессиональных затруднений и желаемого образа самого себя как профессионала (молодой педагог, только пришедший в профессию; опытный педагог, испытывающий потребность в освоении новой технологии или приобретении новых навыков; новый педагог в коллективе; педагог, имеющий непедагогическое профильное образование).
Система (целевая модель) наставничества педагогических работников - эффективный инструмент профессионального роста педагогических работников.
Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Индивидуальный образовательный маршрут наставляемого - это долгосрочная (4-5 лет) образовательная программа профессионального самосовершенствования педагогического работника в рамках дополнительного профессионального образования, реализуемая на основе мотивированного выбора образовательных альтернатив.
Куратор - сотрудник образовательной организации, который отвечает за реализацию персонализированных программ наставничества.
Персонализированная программа наставничества (ПН) - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Форма наставничества - способ реализации модели наставничества через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
3. Цели, задачи и принципы системы (целевой модели) наставничества
3.1.Цели системы (целевой модели) наставничества:
- передача социально значимого профессионального и личностного опыта, системы смыслов и ценностей новым поколениям педагогических работников;
- создание системы условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации системы наставничества в образовательной организации.
3.2.Задачи системы (целевой модели) наставничества:
- содействовать повышению правового и социально-профессионального статуса наставников, соблюдению гарантий профессиональных прав и свобод, наставляемых;
- содействовать созданию условий по совершенствованию педагогического мастерства работников, включающую работу с молодыми специалистами;
- обеспечивать соответствующую помощь в формировании между садами цифровой информационно-коммуникативной среды наставничества, взаимодействия административно-управленческих (вертикальных) методов и самоорганизующихся не директивных (горизонтальных) инициатив;
- оказывать методическую помощь в реализации различных форм и видов наставничества педагогических работников в образовательной организации;
- способствовать формированию единого научно-методического сопровождения педагогических работников, развитию партнерских отношений в сфере наставничества;
- способствовать адаптации педагогических кадров в организации, при вхождении в новую должность;
- распространение передового опыта наставнической деятельности, лучших практик наставничества.
3.3.Система (целевая модель) наставничества основывается на следующих принципах:
- принцип добровольности, соблюдения прав и свобод, равенства педагогов предполагает приоритет и уважение интересов личности и личностного развития педагогов, добровольность их участия в наставнической деятельности, признание равного социального статуса педагогических работников, независимо от ролевой позиции в системе наставничества;
- принцип индивидуализации и персонализации направлен на признание способности личности к саморазвитию в качестве естественной, изначально присущей человеку потребности и возможности; на сохранение индивидуальных приоритетов в формировании наставляемым собственной траектории развития;
- принцип вариативности предполагает возможность образовательной организации выбирать наиболее подходящие для конкретных условий формы и виды наставничества;
- принцип системности и стратегической целостности предполагает разработку и реализацию системы (целевой модели) наставничества с максимальным охватом всех необходимых структур системы образования на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях.
4. Структура и участники системы (целевой модели) наставничества
Все структурные компоненты системы (целевой модели) наставничества распределяются на два контура: внутренний и внешний.
Внутренний контур – МБДОУ д/с № 6 «Капелька»
Внешний контур - Отдел образования администрации Андроповского муниципального округа Ставропольского края и Муниципальное казенное учреждение «Административно-методический центр системы образования Андроповского муниципального округа Ставропольского края».
4.1.Образовательная организация:
- утверждает Положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации, дорожную карту по его реализации и другие документы;
- организует взаимодействие с различными структурами по проблемам наставничества во внешнем контуре;
- осуществляет организационное, учебно-методическое, материально-техническое, инфраструктурное обеспечение системы (целевой модели) наставничества;
- создает условия по координации и мониторингу реализации системы (целевой модели) наставничества;
- обеспечивает реализацию программ наставничества;
- обеспечивает ведение персонифицированного учета наставляемых и наставников по формам;
- обеспечивает представление данных по результатам мониторинга;
- обеспечивает проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества;
- обеспечивает реализацию кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль деятельности наставников, принимающих участие в программе наставничества;
- обеспечивает формирование баз данных программ наставничества и лучших практик;
- обеспечивает условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования;
- обеспечивает участие работников организации в программах наставничества в качестве наставников;
- создает надлежащие условия для совместной работы наставника и наставляемого;
- организует инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества.
Общие руководство и контроль за организацией и реализацией системы (целевой модели) наставничества осуществляет руководитель образовательной организации.
5. Ожидаемые (планируемые) результаты внедрения и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в МБДОУ д/с № 6 «Капелька»
Внедрение и реализация системы (целевой модели) наставничества будет способствовать формированию и обеспечению функционирования системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров МБДОУ д/с № 6 «Капелька» в части поддержки педагогов «на местах». В результате внедрения и реализации системы (целевой модели) наставничества будет создана эффективная среда наставничества, включающая:
- непрерывный профессиональный рост, личностное развитие и самореализацию педагогических работников;
- рост числа закрепившихся в профессии молодых или начинающих педагогов;
- развитие профессиональных перспектив педагогов старшего возраста в условиях цифровизации образования;
- методическое сопровождение системы наставничества образовательной организации;
- цифровую информационно-коммуникативную среду наставничества;
- обмен инновационным опытом в сфере практик наставничества педагогических работников.
6. Мониторинг оценки эффективности наставнической деятельности
6.1. Для оценки эффективности наставнической деятельности проводится мониторинг, состоящий из двух этапов:
6.1.1. Мониторинг процесса реализации персонализированной программы наставничества, который оценивает:
- результативность реализации персонализированной программы наставничества и сопутствующие риски;
- эффективность реализации образовательных и культурных проектов совместно с наставляемым;
- вовлеченность педагогов в профессиональные конкурсы, олимпиады, исследования, конференции и др.
- динамику развития воспитанников;
- социально-профессиональную активность наставляемого и др.
6.1.2. Мониторинг влияния персонализированной программы наставничества на всех ее участников. Результатом успешной реализации персонализированной программы наставничества является:
- улучшение образовательных результатов обучающихся и у наставляемого, и у наставника;
- степень включенности наставляемого в инновационную деятельность;
- качество и темпы адаптации молодого/менее опытного/сменившего место работы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 «Капелька»
Дорожная карта (план мероприятий)
по реализации Положения о системе наставничества педагогических
работников МБДОУ д/с № 6 «Капелька»
№ п/п |
Наименование этапа |
Содержание Деятельности и примерный план мероприятий |
1. |
Подготовка условий для реализации системы наставничества |
Подготовка и принятие локальных нормативных правовых актов образовательной организации:
-Приказ «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников в МБДОУ д/с № 6 «Капелька» (Приложение 1). |
|
|
- Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в МБДОУ д/с № 6 «Капелька» (Приложение 2). |
|
|
- Приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью. |
|
|
-Подготовка персонализированных программ наставничества (при наличии в организации наставляемых). |
2. |
Формирование банка |
1) Сбор информации о профессиональных |
|
наставляемых |
запросов педагогов
2) Формирование банка данных наставляемых, обеспечение согласий на сбор и обработку персональных данных. |
3. |
Формирование банка наставников |
1) Проведение анкетирования среди
потенциальных наставников в образовательной организации, желающих принять участие в персонализированных программах наставничества.
2) Формирование банка данных наставников, обеспечение согласий на сбор и обработку персональных данных. |
4. |
Отбор и обучение |
1) Анализ банка наставников и выбор подходящих для конкретной персонализированной программы наставничества педагога/группы педагогов.
2)Обучение наставников для работы с
наставляемыми: - подготовка методических
материалов для сопровождения наставнической деятельности;
- проведение консультаций, организация обмена опытом среди наставников - «установочные сессии» наставников. |
5. |
Организация и осуществление работы наставнических пар/групп |
1) Формирование наставнических пар/групп.
2) Разработка персонализированных программ наставничества для каждой пары/группы.
3) Организация психолого-педагогической
поддержки сопровождения наставляемых, не сформировавших пару или группу (при необходимости), продолжение поиска
наставника/наставников. |
6. |
Завершение персонализированных программ наставничества |
1) Проведение мониторинга качества реализации персонализированных программ наставничества (анкетирование)
2) Проведение итогового мероприятия (круглого стола) по выявлению лучших практик наставничества; пополнение методической копилки педагогических практик наставничества. |
7. |
Информационная поддержка системы наставничества |
Освещение мероприятий Дорожной карты осуществляется на всех этапах на сайте образовательной организации и социальных сетях. |