Уполномоченный по правам ребенка

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 "Капелька"

Уполномоченный по правам ребенка

 

 

Уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка

ФИО:

Кузнецова Анна Юрьевна

 

Адрес:

125993, г. Москва, ГСП-3, Миусская пл., д.7 стр. 1

 

Порядок

приема граждан:  

Обращение можно оставить на сайте в соответствующем разделе

 

Телефон:

8-(499)-251-41-40

 

Е-mail:

http://www.rfdeti.ru/letter

 

Сайт:

http://www.rfdeti.ru/,

https://twitter.com/RFdeti официальный твиттер-аккаунт

 

 

 

Уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае 

 

Адаменко Светлана Викторовна
Адрес: Ставропольский край, г Ставрополь
Телефон:(8652) 35-74-76, 35-74-40
Факс:(8652) 35-74-34
Сайт: 
http://stavropol.rfdeti.ru
E-mail: 
stavropol@rfdeti.ru
Адрес:
355002 г. Ставрополь, ул. Лермонтова, 206-а, каб. 309, 310

 Порядок приема граждан:
Еженедельно по четвергам с 14.00 до 18.00

 

 

Уполномоченный по правам ребенка МБДОУ д/с № 6 "Капелька"

 

Диниченко Ольга Борисовна

Адрес: 357070, РФ, Ставропольский край, Андроповский район, село Курсавка, ул.Братская д.1А

Порядок приема граждан:

Понедельник, Среда, Пятница с 8-00 до 17-00

тел:89288121771


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае -

Светлана Викторовна Адаменко

 адрес: Ставропольский край, г. Ставрополь,

ул. Лермонтова, д. 206А, каб.309, 310

телефон: 8(8652) 35-74-34, 35-74-76,

35-74-40, 35-87-80, 35-74-80

 е-mail: pr_adamenko@stavkray.ru».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая программа

«Правовое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»

Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающим поколении, зависит завтрашний день общества. «Дети не будущие личности; они уже личности. Дети – существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью»- (Януш Корчак)
         С наступлением XXI века во всем мире проблема защиты детей обострилась. Социально – экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях. Растут беспризорность, наркомания, насилия. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. И главной задачей нашего государства является – как защитить права ребенка, сохранить тем самым генофонд нации.
Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжёлым последствиям. 
Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав.
Декларация прав ребенка, принятая в 1959г., является первым документом международного масштаба, защищающим права детей.
В декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.
Но, не смотря на столь немалый срок выхода этого главного документа пока еще мало знакома не только родителям, но и педагогам. Необходимо раскрыть взрослым важность документа. И, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка.
Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать.
И поэтому нам педагогам, воспитателям надлежит быть наиболее грамотным в этой области, и делиться своими знаниями.
Именно мы воспитатели вносим с первых лет жизни в сознании детей образ мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и доброты, делаем самое важное дело – закладываем фундамент нового миролюбивого и сознательного поколения – людей будущего. Без этого никакие уставы, декларации и конвенции ничего не сделают.
Ставя перед собой эти цели, была составлена методическая программ, где старались гармонично сочетать серьезность содержания и занимательность форм.
         Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям на наш взгляд важно не только давать знания, но и создавать условия для практического применения. Рекомендуем выбрать ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно - продуктивную, проводить ролевые, театрализованные, дидактические игры; упражнение на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков. Организация проблемно – поисковой деятельности поможет ребенку воспроизвести усвоенные действия, увидеть со стороны как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. Изготовление эмблем, плакатов, их презентация приобщит детей к совместной продуктивной деятельности.
Предполагаемый результат нашей работы:
- ознакомление и закрепление знаний детей о Декларации прав человека, «Конвенции о правах ребенка»
- осознание ребенком того, что обладает теми же правами, что и все люди.
- укрепить и развить чувство собственного достоинства и уверенности, ответственности перед семьей, знакомыми и государством.    

 

Перспективное планирование занятий по воспитанию   основ правовой культуры   у   дошкольников.

2 группа раннего возраста группа.


1.Тема: «Ты и твое имя».

         Цель. Познакомить детей с правом на имя. Научить применять это право в жизни. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.


2.Тема: «Моя семья».

         Цель. Формировать представления о семье. Знать имена своих родителей. Воспитывать уважение к членам семьи.


3.Тема: «Наш дом – детский сад».
         Цель. Поддерживать интерес к жизни в детском саду. Воспитывать чувство хозяина, уважения к сотрудникам детского сада и доброжелательное отношение к сверстникам.

Средняя группа.


1.Тема: «Дружная семья».

         Цель. Закреплять представления о семье. Развивать осознанное отношение    к проявлению любви, уважения и сочувствия к близким людям.


2.Тема: «Дом, в котором ты живешь».
      Цель. Формировать представления о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (двор, дом, улица города). Воспитывать добрые чувства. Интерес к месту, где живешь.


3.Тема: «Как поступить правильно».
      Цель. Формировать представление о положительных и отрицательных поступках поведения. Правильно оценивать себя и других. Видеть хорошее и плохое в персонажах знакомых произведений.

Старшая группа.


1.Тема: «О правах играя».

Программная задача. Дать детям общее представление об их правах. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. Учить рассуждать, делать выводы. Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям.  


2.Тема: «Право жить и воспитываться в семье».

Программная задача. Вызвать у детей интерес к занятиям данного цикла (правовое воспитание). Познакомить с правом ребенка жить и воспитываться в семье. Формировать у детей человеческие взаимоотношения на основе любви и заботы близких ему людей.


3.Тема: «Право на жизнь и здоровье».

Программная задача. Познакомить детей с правом на сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка. Формировать у детей представления об условиях обеспечивающих безопасность их жизни.


4.Тема: «Право на жилище и личную неприкосновенность».
Программная задача. Познакомить детей с правом на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь. Формировать способности к социальной безопасности. Учить детей рассуждать и делать выводы.


5.Тема: «Мы в стране сказок».


Программная задача. Воспитывать понимания детьми нравственных качеств и поступков героев сказок, определить отношение к ним закрепить знания детей о декларации прав ребенка.

 

Подготовительная группа.


Тема: «Право на труд и свободный выбор работы».


Программная задача. Каждый человек имеет право на труд и свободный выбор работы. Формировать представление, что жизненный уровень зависит от качества труда. Воспитывать уважение к труду взрослых и желания выбрать свою профессию.


Тема: «Право на отдых и досуг».


Программная задача. Познакомить детей с правом на отдых. Формировать представление о том, что люди не только работают, но и отдыхают. Дать понятие, что отдыхом может быть и смена деятельности. Учит ценить свободное время и заполнять его интересными занятиями.


Тема: «Право на образование». 


Программная задача. Познакомить детей с правом на образование. Формировать готовность детей к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности. Воспитывать уважение к правам человека.


Тема: «Право-искусство добра и справедливости».


Программная задача. В интересной и занимательной форме закреплять знания о правах человека, отраженных во всемирной декларации прав человека. Развивать способность анализировать поступки сказочных героев. Адаптировать детей к существующим в обществе правилам и нормам жизни.

Заключение

Права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира. Сегодня наше государство активно откликнулось на инициативу ООН, провозгласившей с 2001-2010 Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты, организовав множество проектов, защищающих права и достоинства маленьких граждан нашей страны. Для того чтобы эти проекты и идеи стали жизненной практикой воспитатели и педагоги нашего дошкольного учреждения внесли свою лепту в этот важный процесс.  Именно воспитатели, вносящие с первых лет жизни в сознание детей образы мира, дружбы, сотрудничества, толерантности и доброты, делают важное дело -  закладывают фундамент нового миролюбивого и созидательного поколения- людей будущего. 
 Учитывая важность воспитания правовой культуры дошкольников, была составлена программа «Правовое воспитание», где педагоги поделились опытом своей работы, не только с детьми, но и с родителями, так, как только сообща дошкольное учреждение, семья и общество может выстроить новую теорию и практику созидания будущего.
         Для реализации заявленных в методической программе задач, основной формой организации обучения были выбраны занятия познавательного цикла, с использованием бесед, игр, чтением художественной литературы, просмотром видеоматериала. Далее педагоги предлагают интегрированные, тематические занятия, задания с решением проблемных ситуаций, театрализованные действия, которые способствуют воспитанию у детей уверенности, оптимизма, любви и уважения к самому себе, родным и близким, сверстникам, людям других национальностей, родному краю, стране, к живой и неживой природе, учат детей радоваться жизни и ценить её. Но занятия - не единственная форма организации детей, также была спланирована самостоятельная, продуктивная и игровая деятельности в которых были использованы дидактические, сюжетно- ролевые, театрализованные игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков, которые помогают ребенку легко войти в общение со сверстниками и взрослыми.  Данная программа поможет дошкольникам не только познакомиться с основами правового воспитания, но и закрепить  полученные детьми представления о праве при помощи примеров из жизни персонажей знакомых  народных и авторских сказок «Золушка», «Буратино», «Чебурашка» и многих других.
Работа с детьми, их ответы и поведение позволяют педагогам, работающим по программе, сделать правильные выводы о том, насколько соблюдаются права ребенка в семье, насколько гармоничны отношения между членами семьи, родственниками, соседями, а в последствии грамотно спланировать и проводить соответствующую работу с семьей воспитанников.
Практическая ценность программы в том, что, реализуя ее, возникает необходимость  в создании в дошкольном учреждении условий, дающих возможность сформировать активную, творческую и свободную личность.


 

ЭТО ВАЖНО ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ!

Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против своей воли.

Если Вы знаете, что ребенок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в милицию.

Если Ваш ребенок говорит о нездоровом интересе к нему Вашего мужа (сожителя), прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем (сожителем), не оставляйте ребенка один на один с ним. Если же отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, ведь нет ничего дороже счастья собственного ребенка.

Отец должен поговорить обо всех интересующих сына вопросах относительно половой жизни, объяснить, как предохраняться. Мать должна объяснить девочке, как ей вести себя с противоположным полом, о средствах контрацепции.

Если Вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним о том, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.

Поддерживайте контакт с воспитателем детского сада, учителем, психологом в детских учреждениях с целью предотвращения совершения насильственных преступлений в отношении Вашего ребенка.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

КАСАЮЩИЕСЯ ПРАВ РЕБЕНКА

В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей.

В Декларации впервые подчеркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите прав детей.

Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребенка как составная часть защиты прав человека сложилась гораздо позже, т.е. только после провозглашения Организацией Объединенных Наций принципа уважения прав человека.

Необходимость разработки мер по охране прав ребенка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделения международной защиты прав детей в особое направление. Так был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), который осуществляет международную защиту прав ребенка по нескольким направлениям:

  • разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка
  • создание специального контрольного органа по защите прав ребенка
  • оказание международной помощи через Детский фонд ООН
  • содействие приведению национального законодательства в соответствии с международными обязательствами

Наиболее результативной является нормотворческая деятельность ЮНИСЕФ по защите прав ребенка. К основным международным документам, касающимся прав детей, относятся:

  • Декларация прав ребенка (1959)
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является первым международным документов, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.

В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в декларации уделяется защите прав ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Декларация является смысловой основой для нового важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребенка. Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:

  • воспитание
  • развитие
  • активное участие в жизни общества.
  • защиту

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Основные, естественные права ребенка в Конвенции, по сути, повторяют основные права взрослого по Всеобщей декларации прав человека. Так, государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии (ст.14, п.1); ребенок имеет право свободно выражать свое мнение: это право включать свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме (ст.13, п.1); государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного и социального развития (ст.27, п.1).

Часть положений Конвенции о правах ребенка более специфична. Так, государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (ст.19, п.1); признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях (ст.31. п.1); признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32, п.1).

В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.27, п.2).

Отдельно хотелось бы отметить выдвигаемые Конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в статье 29 отмечается, что образование ребенка должно быть направлено на:

  •  развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
  • воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;
  • подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
  • воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличной от его собственной;
  •  воспитание уважения к окружающей природе.

Конвенция о правах ребенка признана во всем мире документом международного права и является образцом высокого социально-нравственного и педагогического значения.

Значение этого международного документа состоит еще и в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля - Комитет по правам ребенка, который уполномочен раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОНВЕНЦИЕЙ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Защита прав особая проблема государства и общества в целом. Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различий, иными словами защита прав ребенка на любом этапе его развития. Права и достоинства ребенка защищает международное и российское законодательство.

Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, осуществляющий международную защиту прав ребенка, разработал следующие документы:

  • Всеобщая декларация прав человека (1948 г)
  • Декларация прав ребенка (1959 г.)
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)
  • Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:
  • Семейный кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • Конституция Российской Федерации
  • Закон «Об образовании»

Региональные нормативные акты:

  • Законы, принятые законодательными органами субъектов Российской Федерации
  • Постановления (распоряжения) органов исполнительной власти

Впервые вопрос о правах ребенка был поставлен такими известными педагогами, как К.Н.Вентцель, активно боровшийся против насилия над личностью ребенка. Януш Корчак, польский детский писатель, публицист, врач и общественный деятель. Вентцель в одной из первых в мировой практике «Деклараций прав ребенка» (1917 г.) провозгласил для детей равные со взрослыми права и свободы, в частности на воспитание и образование, развитие своих способностей, свободное выражение мыслей, жизнь без наказаний и прочее. Много позже, провозглашенные им идеи права нашли отражение в Конвенции ООН о правах человека. Януш Корчак в книге «Право ребенка на уважение» (1929 г.) отстаивал право ребенка на индивидуальность, человеческое достоинство.


 


 

 

 

Дата последнего обновления страницы 19.12.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»