Наставничество

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 "Капелька"

Наставничество

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 6 «Капелька»

 

ПРИКАЗ

 

от 07 апреля 2022 года                            № 68                                  с.Курсавка      

 

 

О системе (целевой модели) наставничества педагогических работников  МБДОУ д/с № 6 «Капелька»

 

Во исполнение Приказа Отдела образования администрации Андроповского муниципального района Ставропольского края от 04 марта 2022 года № 256-пр «О системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Андроповского муниципального округа Ставропольского края».

 

Приказываю:

 

1. Утвердить прилагаемое Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников  МБДОУ д/с № 6 «Капелька».

2. Организовать работу по созданию системы наставничества педагогических работников МБДОУ д/с № 6 «Капелька».

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

5.Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.

 

 

 

 

Утверждено приказом

МБДОУ д/с № 6 «Капелька»

от 07.04.2022 № 68

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников

в МБДОУ д/с № 6 «Капелька».

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение устанавливает общие требования к внедре­нию целевой модели наставничества в МБДОУ д/с № 6 «Капелька»  и определяет цели, задачи и порядок организации наставничества.

1.2.Наставничество представляет собой форму обеспечения професси­онального становления, развития и адаптации к квалифицированному испол­нению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляет­ся наставничество.

1.3. Нормативно-правовая основа внедрения системы (целевой модели) наставничества:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образова­нии в Российской Федерации»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста»;

- распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 года № Р-174 «Об утверждении Концепции создания еди­ной федеральной системы научно-методического сопровождения педагоги­ческих работников и управленческих кадров»;

- методические рекомендации по разработке и внедрению системы (це­левой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 21 декабря 2021 года № АЗ-1128/08);

- приказ министерства образования Ставропольского края от 03 марта 2022 года № 337-пр «О системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Ставропольского края;

- приказ Отдела образования администрации Андроповского муниципального района Ставропольского края от 04 марта 2022 года № 256-пр «О системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Андроповского муниципального округа Ставропольского края».

 

2. Понятия, используемые в Положении

Наставник - участник персонализированной программы наставниче­ства, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной дея­тельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития, наставляемого на основе его профессиональ­ных затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершен­ствования наставляемого.

Наставляемый - участник персонализированной программы наставни­чества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и ком­петенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения. Наставляемый является активным субъектом собственного непрерывного личностного и профессионального роста, который формулирует образовательный заказ системе повышения ква­лификации и институт наставничества на основе осмысления собственных образовательных запросов, профессиональных затруднений и желаемого об­раза самого себя как профессионала (молодой педагог, только пришедший в профессию; опытный педагог, испытывающий потребность в освоении новой технологии или приобретении новых навыков; новый педагог в коллективе; педагог, имеющий непедагогическое профильное образование).

Система (целевая модель) наставничества педагогических работников - эффективный инструмент профессионального роста педагогических работ­ников.

Методология наставничества - система концептуальных взглядов, под­ходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.

Индивидуальный образовательный маршрут наставляемого - это дол­госрочная (4-5 лет) образовательная программа профессионального самосо­вершенствования педагогического работника в рамках дополнительного профессионального образования, реализуемая на основе мотивированного выбора образовательных альтернатив.

Куратор - сотрудник образовательной организации, который отвечает за реализацию персона­лизированных программ наставничества.

Персонализированная программа наставничества (ПН) - комплекс ме­роприятий и формирующих их действий, направленный на организацию вза­имоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для полу­чения ожидаемых результатов.

Форма наставничества - способ реализации модели наставничества че­рез организацию работы наставнической пары или группы, участники кото­рой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

 

3. Цели, задачи и принципы системы (целевой модели) наставничества

3.1.Цели системы (целевой модели) наставничества:

- передача социально значимого профессионального и личностного опы­та, системы смыслов и ценностей новым поколениям педагогических работ­ников;

- создание системы условий, ресурсов и процессов, необходимых для ре­ализации системы наставничества в образовательной организации.

 3.2.Задачи системы (целевой модели) наставничества:

- содействовать повышению правового и социально-профессионального статуса наставников, соблюдению гарантий профессиональных прав и свобод, наставляемых;

- содействовать созданию условий по совершенствованию педагогиче­ского мастерства работников, включающую работу с молодыми специали­стами;

- обеспечивать соответствующую помощь в формировании между садами цифровой информационно-коммуникативной среды наставничества, вза­имодействия административно-управленческих (вертикальных) методов и самоорганизующихся не директивных (горизонтальных) инициатив;

- оказывать методическую помощь в реализации различных форм и ви­дов наставничества педагогических работников в образовательной организа­ции;

- способствовать формированию единого научно-методического сопро­вождения педагогических работников, развитию партнерских отношений в сфере наставничества;

- способствовать адаптации педагогических кадров в организации, при вхождении в новую должность;

- распространение передового опыта наставнической деятельности, луч­ших практик наставничества.

 3.3.Система (целевая модель) наставничества основывается на следу­ющих принципах:

- принцип добровольности, соблюдения прав и свобод, равенства педа­гогов предполагает приоритет и уважение интересов личности и личностного развития педагогов, добровольность их участия в наставнической деятельно­сти, признание равного социального статуса педагогических работников, независимо от ролевой позиции в системе наставничества;

- принцип индивидуализации и персонализации направлен на признание способности личности к саморазвитию в качестве естественной, изначально присущей человеку потребности и возможности; на сохранение индивиду­альных приоритетов в формировании наставляемым собственной траектории развития;

- принцип вариативности предполагает возможность образовательной организации выбирать наиболее подходящие для конкретных условий формы и виды наставничества;

- принцип системности и стратегической целостности предполагает раз­работку и реализацию системы (целевой модели) наставничества с макси­мальным охватом всех необходимых структур системы образования на феде­ральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях.

 

4. Структура и участники системы (целевой модели) наставничества

Все структурные компоненты системы (целевой модели) наставниче­ства распределяются на два контура: внутренний и внешний.

Внутренний контур – МБДОУ д/с № 6 «Капелька»  

Внешний контур - Отдел образования администрации Андроповского муниципального округа Ставропольского края и Муниципальное казенное учреждение «Административно-методический центр системы образования Андроповского муниципального округа Ставропольского края».

4.1.Образовательная организация:

- утверждает Положение о системе наставничества педагогических ра­ботников в образовательной организации, дорожную карту по его реализации и другие документы;

- организует взаимодействие с различными структурами по проблемам наставничества во внешнем контуре;

- осуществляет организационное, учебно-методическое, материально-­техническое, инфраструктурное обеспечение системы (целевой модели) наставничества;

- создает условия по координации и мониторингу реализации системы (целевой модели) наставничества;

- обеспечивает реализацию программ наставничества;

- обеспечивает ведение персонифицированного учета наставляемых и наставников по формам;

- обеспечивает представление данных по результатам мониторинга;

- обеспечивает проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества;

- обеспечивает реализацию кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль деятельности наставников, принимающих участие в программе наставничества;

- обеспечивает формирование баз данных программ наставничества и лучших практик;

- обеспечивает условия для повышения уровня профессионального мастерства педаго­гических работников, задействованных в реализации целевой модели настав­ничества, в формате непрерывного образования;

- обеспечивает участие работников организации в программах наставни­чества в качестве наставников;

- создает надлежащие условия для совместной работы наставника и наставляемого;

- организует инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества.

Общие руководство и контроль за организацией и реализацией системы (целевой модели) наставничества осуществляет руководитель образователь­ной организации.

 

5. Ожидаемые (планируемые) результаты внедрения и реализации си­стемы (целевой модели) наставничества педагогических работников в МБДОУ д/с № 6 «Капелька» 

Внедрение и реализация системы (целевой модели) наставничества бу­дет способствовать формированию и обеспечению функционирования системы научно-методического сопровождения педагоги­ческих работников и управленческих кадров МБДОУ д/с № 6 «Капелька»  в части поддержки педагогов «на местах». В результате внедрения и реализации си­стемы (целевой модели) наставничества будет создана эффективная среда наставничества, включающая:

- непрерывный профессиональный рост, личностное развитие и самореа­лизацию педагогических работников;

- рост числа закрепившихся в профессии молодых или начинающих педаго­гов;

- развитие профессиональных перспектив педагогов старшего возраста в условиях цифровизации образования;

- методическое сопровождение системы наставничества образовательной организации;

- цифровую информационно-коммуникативную среду наставничества;

- обмен инновационным опытом в сфере практик наставничества педаго­гических работников.

 

6. Мониторинг оценки эффективности наставнической деятельности

6.1. Для оценки эффективности наставнической деятельности прово­дится мониторинг, состоящий из двух этапов:

6.1.1. Мониторинг процесса реализации персонализированной про­граммы наставничества, который оценивает:

- результативность реализации персонализированной программы наставничества и сопутствующие риски;

- эффективность реализации образовательных и культурных проектов совместно с наставляемым;

- вовлеченность педагогов в профессиональные конкурсы, олимпиады, исследования, конференции и др.

- динамику развития воспитанников;

- социально-профессиональную активность наставляемого и др.

6.1.2. Мониторинг влияния персонализированной программы настав­ничества на всех ее участников. Результатом успешной реализации персона­лизированной программы наставничества является:

- улучшение образовательных результатов обучающихся и у наставляемого, и у наставника;

- степень включенности наставляемого в инновационную деятельность;

- качество и темпы адаптации молодого/менее опытного/сменившего ме­сто работы

 

 


  

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 «Капелька» 

                                                                                                            

Дорожная карта (план мероприятий)
по реализации Положения о системе наставничества педагогических
работников
МБДОУ д/с № 6 «Капелька» 

п/п

Наименование этапа

Содержание Деятельности и примерный план мероприятий

1.

Подготовка условий для реализации системы наставничества

Подготовка и принятие локальных нормативных правовых актов образовательной организации:

-Приказ «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников в МБДОУ д/с № 6 «Капелька»  (Приложение 1).

 

 

- Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в МБДОУ д/с № 6 «Капелька»   (Приложение 2).

 

 

- Приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью.

 

 

-Подготовка персонализированных программ наставничества (при наличии в организации наставляемых).

2.

Формирование банка

1) Сбор информации о профессиональных


 

 

 

наставляемых

запросов педагогов

2) Формирование банка данных наставляемых, обеспечение согласий на сбор и обработку персональных данных.

3.

Формирование банка наставников

1)  Проведение             анкетирования            среди

потенциальных наставников в образовательной организации, желающих принять участие в персонализированных программах наставничества.

2)         Формирование банка данных наставников, обеспечение согласий на сбор и обработку персональных данных.

4.

Отбор и обучение

1)   Анализ банка наставников и выбор подходящих для конкретной персонализированной программы наставничества педагога/группы педагогов.

2)Обучение наставников для работы с

наставляемыми:    - подготовка методических

материалов для сопровождения наставнической деятельности;

- проведение консультаций, организация обмена опытом среди наставников - «установочные сессии» наставников.

5.

Организация и осуществление работы наставнических пар/групп

1)               Формирование наставнических пар/групп.

2)          Разработка персонализированных программ наставничества для каждой пары/группы.

3)                    Организация       психолого-педагогической

поддержки сопровождения наставляемых, не сформировавших пару или группу (при необходимости),           продолжение          поиска

наставника/наставников.

6.

Завершение персонализированных программ наставничества

1)  Проведение мониторинга качества реализации персонализированных программ наставничества (анкетирование)

2)                Проведение итогового мероприятия (круглого стола) по выявлению лучших практик наставничества; пополнение методической копилки педагогических практик наставничества.

7.

Информационная поддержка системы наставничества

Освещение мероприятий Дорожной карты осуществляется на всех этапах на сайте образовательной организации и социальных сетях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 19.12.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»